Мой сайт
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

концепция
10.02.2013, 18:41

Педагогическая концепция «Формирование социального опыта на уроках истории и обществознания через активные формы  и методы обучения»

Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги и гости конкурса.

 Актуальность концепции.

Проблема формирования социального опыта обучающихся, является одной из актуальных,  так как

  Информация, появляющаяся во всех сферах жизни и науки, в нынешнем веке удваивается  ежегодно.  Принятие новых стандартов образования  ставят нас учителей  в ситуацию постоянного поиска оптимального решения задач современной школы.

В связи с тем, что современное российское общество переживает период становления новой системы ценностей, которая нацелена на выявление приоритета интересов гражданина и формирование основ правового государства и гражданского общества, большое значение приобрела проблема социальной адаптации человека в новых условиях.

Обращение к проблеме Социализации молодежи, обусловлено тем, что все мы сталкиваемся со сложными жизненными ситуациями, относящимся к различным сферам деятельности: семейно-бытовой, культурно - досуговой, социально-политической, трудовой и зачастую сами не в состоянии самостоятельно найти выход из создавшегося положения.

Особенно трудно приходится молодым людям, которые ещё не имеют достаточного жизненного опыта. И чтобы помочь им найти своё место в жизни и стать достойным членом общества, ещё на школьной скамье ребёнка нужно научить ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

В работе я столкнулась с несколькими ключевыми проблемами:

v  каким образом обеспечить усвоение знаний, и приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;

v  как обеспечить успешность каждого учащегося в процессе обучения;

v  как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.

Анализ работ, посвященных рассмотрению образования относительно

социальной практики (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Л. И. Гриценко,

В. И. Загвязинский, И. А. Колесникова, В. С. Кукушин, П. Н. Новиков,

В. Я. Пилипповский, В. В. Сериков, М. В. Телегин, Н. Поустмен, Р. Эбел и

др.), свидетельствует, что образование занимает две позиции: традиционную,

определяющую необходимость опоры на фундаментальные знания, выражающую культурный опыт общества, и опережающую, которая стремится

развивать потенциал личностного опыта обучающихся, ориентированный на

будущее. Остается неисследованной такая позиция образования, в которой

оно сопрягается во времени и интегрирует социально-личностное развитие

субъектов образования с актуальным социальным опытом

Изучив методическую литературу, на мой взгляд, более успешно решить эти задачи можно в процессе изучения общественных дисциплин, которые наиболее полно дают представление обо всех сферах жизнедеятельности общества. Помогают решать проблемы ориентации в правовых нормах и административных структурах, в нормах поведения и формах общения, проблемы ориентирования в явлениях природы и социальной жизни.

 Совместно с психологом школы,  было проведено анкетирование обучающихся с целью выявления особенностей социальной направленности  подростков. 

СЛАЙД

Диагностика.

Определение социальной направленности.

Результаты помогли нам актуализировать задачу построения новых образовательных технологий, социального воспитания, адекватных ориентиров способствующих социализации личности.

Так как, основной задачей современной школы является  воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями  считаю целесообразным  совершенствовать в своей педагогической деятельности активные формы и методы обучения.

? Каждый ребенок неповторим: у каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Для достижения таких целей  я поставила перед собой следующие задачи:

v  определение  личных мотивов обучающихся для  усвоения знаний, умений, навыков;

v  снижение негативных факторов педагогического процесса, создание условий для успешной социализации обучающихся;

v  подача учебного материала в такой форме, способной вызвать у школьников эмоциональный отклик, развивать любопытство.

Человек накапливает и развивает социальный опыт в ходе социализации и воспитания. Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Успешно социализирует та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Кейс-технология.

На уроках обществознания по темам правового характера очень уместно применение этой технологии для разбора той или иной ситуации.

Например: на уроках по теме "Семейное право", обучающимся можно предложить:

Ø  конкретную ситуацию по решению семейной проблемы,  с ссылкой на семейный кодекс.

Ø  Представить таблицы статистики браков и разводов в России за последние годы, для анализа, с последующим выводом

Ø  Диаграммы рождаемости за последнее десятилетие (причины и последствия демографического роста)

Важным аспектом в процессе социализации является освоение человеком социальных ролей. Ролевые требования по отношению к человеку, выдвигаемые обществом закрепляются в предписаниях, правилах, положениях закона, морали. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Учащиеся в подростковом возрасте пытаются самостоятельно осваивать подобные роли, при этом, не всегда понимая, что требует от них общество. Поэтому моя задача, как педагога, помочь им разобраться в данном вопросе и целенаправленно осуществлять процесс обучения социальным ролям.

Можно предложить обучающимся:

Ø  разыграть ситуацию брачных отношений, даже судебный процесс.

Сущность технологии -   изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Этот метод применим на любом уроке истории и обществознания.

Метод неологии (чужие идеи)

НАПРИМЕР: «Письмо президенту, губернатору, мэру города».  Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что бы я изменил, если бы стал президентом?»  Ребенок должен обладать хорошим мировоззрением, знанием политической ситуацией в стране, регионе, области, городе. Обладать умениями выразить на бумаге свою политическую позицию, быть убедительным и доказательным..

Уроки дебаты.

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Например: на уроке обществознания по теме "Нарушение и защита прав человека", можно провести дебаты "Смертная казнь должна быть отменена", где обучающиеся активно включаются в процесс обсуждения.

Дебаты формируют:

Ø  умение формировать и отстаивать свою позицию;

Ø  ораторское мастерство и умение вести диалог;

Ø  командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

·         развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

·         развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

·         формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

·         формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

·         формирование навыков слушания и ведения записей.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Автор современного учебника по дидактике А.В. Хуторской отмечает, что «учителя проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.     В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, т.е. коммуникативной компетенции.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Например: на уроках обществознания по темам  «экономика» это составление

«Бизнес - плана»,

 расчет бюджета семьи на месяц,

создание рекламной кампании и т.д.

В начале нового 2012-2013 учебного года  было проведено аналогичное анкетирование, которое показало хорошую динамику по реализации данной концепции.

Определение социальной направленности.

5. Заключение.

В заключение отмечу, что социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых подросток приобретает способность участвовать в социальной жизни. В своей работе я старалась показать, какими методами и приёмами в рамках преподавания истории и обществознания можно осуществлять этот процесс. Данные формы работы не только способствуют самосовершенствованию и социализации личности, но и помогают учащимся подготовиться к ГИА и ЕГЭ по истории обществознанию, овладеть необходимыми навыками анализа, критического мышления, творческого подхода, проблемно- поисковой деятельности.

Спасибо за внимание!

Категория: Мои файлы | Добавил: школа14
Просмотров: 1073 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Среда, 15.05.2024, 12:49
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz