Открытый урок обществознания в 6 классе
Экономическая деятельность подростка.
Цели и задачи урока:
· Объяснить значение понятий: «карманные деньги», «молодежная экономика»;
· Выяснить причины экономической деятельности подростков;
· Определить, какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны:
· Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
· Решать проблемные задания;
· Вырабатывать навыки работы в группе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблицы, итоги социологического опроса.
Тин урока: комбинированный
Начало урока:
Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас и сегодня мы с вами продолжаем изучение экономической сферы общества.
Сегодня, как вы заметили, мы работаем по группам, и вы знаете правила работы в группах. (Повторение правил работы группами)
А для успешной работы на сегодняшнем уроке давайте повторим:
1. Что такое экономика? Какую роль она играет в жизни человека?
2. Что такое бизнес? Охарактеризуйте черты характера предпринимателя.
3. Представление бизнес-плана.
План урока:
1. Молодежная экономика.
2. Карманные деньги: «за» и «против».
3. Подростки и экономическая деятельность.
II. Изучение нового материала
Тема нашего урока «Экономическая деятельность подростка»
Суждение: «Молодым сегодня приходится самим решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, которая обеспечивает возможность дальнейшего роста и решения многих проблем».
Сегодня многие считают, что детство – это время развлечений, игр и беззаботного проведения времени. Но так было не всегда.
Вспомните, из курса истории и литературных произведений, какую работу выполняли дети в разные времена?
(Плач детей Некрасова)
Сообщения учащихся о работе детей в древности, средневековье, при капитализме.
Задание: выписать формы и условия работы детей в прошлом.
I. Молодежная экономика.
Что вы понимаете под этим выражением? Какие ассоциации у вас возникают? (кластер)
Мотивация.
Представьте, что мы сегодня случайно услышали спор двух друзей. Один говорит, что работа, мешает подростку, нормально учится. Заработанные деньги дают ощущение независимости от взрослых и приводят к непослушанию. Другой утверждает, что работа делает подростка собранным, помогает ценить чужой труд и продуманно относиться к тратам.
Кто из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре? А может быть у вас иное мнение на этот счет?
На основании параграфа стр. 57-58 и дополнительного материала определите:
Задание группе 1. Ограничения рабочей деятельности для несовершеннолетних работников.
Задание группе 2.
Составьте список работ, которые являются доступными для подростков в нашей стране. (Рабочая тетрадь стр.38 зад. 4)
Каждая группа презентует результаты работы. (Возможный вариант коллаж)
Вывод: этими понятиями обозначают участие детей подросткового возраста в экономической деятельности.
II. «Карманные деньги».
Стр. 58 учебника
У подростков, как и у большинства людей, в пользовании находится определенная сумма денег, которую они тратят по своему усмотрению. Всегда ли деньги идут по своему прямому назначению?
Проблемный вопрос:
Некоторые родители считают, что за хорошие оценки и помощь по дому надо выдавать денежные премии. Другие наоборот, уверены, что учеба за деньги портит детей! А как думаете Вы? Нужны ли детям карманные деньги?
Идет обсуждение проблемы.
1. Команда №1
2. Команда № 2
Вывод: Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.
III. Подросток и экономическая деятельность.
Итак, подростки хотят активно участвовать в экономической деятельности. Но полезна ли она для подростка?
Задание:
Подумайте и запишите в таблицу доказательства «за» или доказательства «против»
Выступление команд, вопросы
Итоги анкетирования
Возвращение к суждению.
IV. Закрепление.
Синквейн. (Труд, Карманные деньги)
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Правила написания:
1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Спасибо за урок, мне было с вами очень интересно, вы помогли мне разобраться во многих важных вопросах. Разговор об экономической деятельности подростков мы продолжим на следующем уроке – при знакомстве с темой «Труд с точки зрения закона»
Объявление и объяснение оценок за урок.
Домашнее задание:
- продуктивный уровень: § 11 (стр. 55 - 61) – читать, отвечать на вопросы № 1 – 4 стр. 61;
- конструктивный уровень: составить рассказ по своему рисунку;
- творческий уровень: наиболее подготовленному ученику – подготовить сообщение «Труд и жизнь детей-рабов».